Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Животные
1.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено (обо­зна­че­но зна­ком «?») в по­сле­до­ва­тель­но­сти, опре­де­ля­ю­щей по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в си­сте­ме ор­га­ни­че­ско­го мира:

отряд При­ма­ты → ? → род Че­ло­век.

1) се­мей­ство Го­мини­ды
2) вид Че­ло­век ра­зум­ный
3) се­мей­ство Мле­ко­пи­та­ю­щие
4) вид Че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны
2.  
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к от­ря­ду При­ма­ты ука­зы­ва­ет(-ют):

1) дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела
2) на­ли­чие у эм­бри­о­на осе­во­го ске­ле­та, пред­став­лен­но­го хор­дой
3) внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие за­ро­ды­ша, вскарм­ли­ва­ние потом­ства мо­ло­ком
4) про­ти­во­по­став­ле­ние боль­шо­го паль­ца руки осталь­ным, раз­ви­тые клю­чи­цы, на­ли­чие ног­тей
3.  
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к цар­ству Жи­вот­ных ука­зы­ва­ет(-ют):

1) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на клыки, резцы и ко­рен­ные
2) ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния, по­движ­ный образ жизни
3) верх­ние ко­неч­но­сти хва­та­тель­но­го типа, раз­ви­тые клю­чи­цы, на­ли­чие ног­тей
4) две пары ко­неч­но­стей, на­ли­чие по­зво­ноч­но­го стол­ба, че­ре­па, го­лов­но­го и спин­но­го мозга
4.  
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие ука­зы­ва­ет(-ют):

1) на­ли­чие диа­фраг­мы, мо­лоч­ных, саль­ных и по­то­вых желез
2) ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния, рас­по­ло­же­ние серд­ца на брюш­ной сто­ро­не тела
3) две пары ко­неч­но­стей, на­ли­чие по­зво­ноч­но­го стол­ба, че­ре­па, го­лов­но­го и спин­но­го мозга
4) про­ти­во­по­став­ле­ние боль­шо­го паль­ца руки осталь­ным, раз­ви­тые клю­чи­цы, на­ли­чие ног­тей
5.  
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к под­ти­пу По­зво­ноч­ные ука­зы­ва­ет(-ют):

1) на­ли­чие у эм­бри­о­на осе­во­го ске­ле­та, пред­став­лен­но­го хор­дой;
2) внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие за­ро­ды­ша, вскарм­ли­ва­ние потом­ства мо­ло­ком;
3) две пары ко­неч­но­стей, на­ли­чие по­зво­ноч­но­го стол­ба, че­ре­па, го­лов­но­го и спин­но­го мозга;
4) про­ти­во­по­став­ле­ние боль­шо­го паль­ца руки осталь­ным, раз­ви­тые клю­чи­цы, на­ли­чие ног­тей.
6.  
i

На-при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к от­ря­ду При­ма­ты ука­зы­ва­ет(-ют):

1) дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела
2) на­ли­чие трех слу­хо­вых ко­сто­чек в сред­нем ухе
3) ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния, по­движ­ный образ жизни
4) верх­ние ко­неч­но­сти хва­та­тель­но­го типа, на­ли­чие ног­тей
7.  
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к цар­ству Жи­вот­ные ука­зы­ва­ет(-ют):

1) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на клыки, резцы и ко­рен­ные
2) ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния, по­движ­ный образ жизни
3) верх­ние ко­неч­но­сти хва­та­тель­но­го типа, раз­ви­тые клю­чи­цы, на­ли­чие ног­тей
4) две пары ко­неч­но­стей, на­ли­чие по­зво­ноч­но­го стол­ба, че­ре­па, го­лов­но­го и спин­но­го мозга
8.  
i

Класс  — это так­со­но­ми­че­ская ка­те­го­рия, объ­еди­ня­ю­щая род­ствен­ные:

1) типы
2) от­де­лы
3) от­ря­ды
4) цар­ства
9.  
i

Род  — это так­со­но­ми­че­ская ка­те­го­рия, объ­еди­ня­ю­щая род­ствен­ные:

1) виды;
2) клас­сы;
3) от­де­лы; 4) се­мей­ства.
4) се­мей­ства
10.  
i

Тип  — это так­со­но­ми­че­ская ка­те­го­рия, объ­еди­ня­ю­щая род­ствен­ные:

1) клас­сы
2) от­де­лы
3) цар­ства
4) по­ряд­ки
11.  
i

Цар­ство - это так­со­но­ми­че­ская ка­те­го­рия, объ­еди­ня­ю­щая род­ствен­ные:

1) от­де­лы
2) био­то­пы
3) им­пе­рии
4) на­дцар­ства
12.  
i

На тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си пас­ту­шья сумка обык­но­вен­ная - это:

1) охра­ня­е­мый вид
2) объ­ект ово­ще­вод­ства
3) пло­до­во-ягод­ная куль­ту­ра
4) рас­про­стра­нен­ный сор­няк сель­хоз­уго­дий
13.  
i

На тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си рапс  — это:

1) охра­ня­е­мый вид
2) мас­лич­ная куль­ту­ра
3) пло­до­во-ягод­ная куль­ту­ра
4) рас­про­стра­нен­ный сор­няк сель­хоз­уго­дий
14.  
i

На тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си ов­ся­ни­ца лу­го­вая:

1) не про­из­рас­та­ет
2) яв­ля­ет­ся кор­мо­вым рас­те­ни­ем
3) от­но­сит­ся к охра­ня­е­мым видам
4) яв­ля­ет­ся рас­про­стра­нен­ной пло­до­во-ягод­ной куль­ту­рой
15.  
i

В си­сте­ма­ти­ке не­сколь­ко близ­ко­род­ствен­ных от­ря­дов жи­вот­ных объ­еди­ня­ют не­по­сред­ствен­но в один:

1) тип;
2) род;
3) класс;
4) по­ря­док.
16.  
i

Ткани рас­те­ний, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют за­па­са­ние воды и пи­та­тель­ных ве­ществ, осу­ществ­ля­ют про­цесс фо­то­син­те­за, от­но­сят­ся к груп­пе:

1) ос­нов­ных;
2) по­кров­ных;
3) про­во­дя­щих;
4) об­ра­зо­ва­тель­ных.
17.  
i

Ука­жи­те во­до­росль, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет опи­са­нию:

сло­е­ви­ще нит­ча­тое; раз­мно­жа­ет­ся бес­по­лым и по­ло­вым спо­со­ба­ми; бес­по­лое раз­мно­же­ние осу­ществ­ля­ет­ся путем раз­ры­ва нити на от­дель­ные ко­рот­кие участ­ки.

1) ульва;
2) хло­рел­ла;
3) спи­ро­ги­ра;
4) ла­ми­на­рия.
18.  
i

На схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 8 обо­зна­че­на(-о):

1) за­вязь;
2) ча­шеч­ка;
3) цве­то­ло­же;
4) цве­то­нож­ка.
19.  
i

На схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 9 обо­зна­че­на(-о):

1) рыль­це пе­сти­ка;
2) пыль­ник;
3) ча­шеч­ка;
4) за­вязь.
20.  
i

Со­глас­но прин­ци­пу иерар­хич­но­сти виды рас­те­ний объ­еди­ня­ют в:

1) роды;
2) типы;
3) сорта;
4) от­ря­ды;
5) по­пу­ля­ции.
21.  
i

Со­глас­но прин­ци­пу иерар­хич­но­сти клас­сы рас­те­ний объ­еди­ня­ют в:

1) от­де­лы;
2) от­ря­ды;
3) се­мей­ства;
4) роды;
5) виды.
22.  
i

Ука­жи­те си­сте­ма­ти­че­ский при­знак, объ­еди­ня­ю­щий пред­ста­ви­те­лей вида Че­ло­век ра­зум­ный с дру­ги­ми пред­ста­ви­те­ля­ми типа, к ко­то­ро­му этот вид от­но­сит­ся:

1) во­ло­ся­ной по­кров;
2) на­ли­чие по­зво­ноч­ни­ка и че­ре­па;
3) пи­та­ние за­ро­ды­ша через пла­цен­ту;
4) на­ли­чие у эм­бри­о­на нерв­ной труб­ки;
5) пре­об­ла­да­ние моз­го­во­го от­де­ла че­ре­па над ли­це­вым от­де­лом.
23.  
i

Ука­жи­те си­сте­ма­ти­че­ский при­знак, объ­еди­ня­ю­щий пред­ста­ви­те­лей вида Че­ло­век ра­зум­ный с дру­ги­ми пред­ста­ви­те­ля­ми под­клас­са, к ко­то­ро­му этот вид от­но­сит­ся:

1) плос­кие ногти;
2) S-об­раз­ная форма по­зво­ноч­ни­ка;
3) пи­та­ние за­ро­ды­ша через пла­цен­ту;
4) на­ли­чие вто­рой сиг­наль­ной си­сте­мы;
5) пре­об­ла­да­ние моз­го­во­го от­де­ла че­ре­па над ли­це­вым от­де­лом.
24.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в по­сле­до­ва­тель­но­сти,опре­де­ля­ю­щей место че­ло­ве­ка в зоо­ло­ги­че­ской си­сте­ме:

класс Мле­ко­пи­та­ю­щие  → ?  → тип Хор­до­вые.

1)   под­тип Го­мини­ды;
2)   цар­ство Жи­вот­ные;
3)   се­мей­ство При­ма­ты;
4)   под­тип По­зво­ноч­ные;
5)   се­мей­ство На­сто­я­щие звери.
25.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те си­сте­ма­ти­че­скую груп­пу, к ко­то­рой оно при­над­ле­жит:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

А)  ак­ти­ния

Б)  скор­пи­он

В)  три­хи­нел­ла

Г)  че­со­точ­ный клещ

Д)  яб­лон­ная пло­до­жор­ка

СИ­СТЕ­МА­ТИ­ЧЕ­СКАЯ ГРУП­ПА

1)  На­се­ко­мые

2)  Плос­кие черви

3)  Круг­лые черви

4)  Па­у­ко­об­раз­ные

5)  Коль­ча­тые черви

6)  Ки­шеч­но­по­лост­ные

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

26.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те си­сте­ма­ти­че­скую груп­пу, к ко­то­рой оно при­над­ле­жит:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

A)  щи­тень

Б)  без­зу­б­ка

B)  бо­ко­плав

Г)  со­ба­чий клещ

Д)  лу­ко­вая не­ма­то­да

СИ­СТЕ­МА­ТИ­ЧЕ­СКАЯ ГРУП­ПА

1)  Мол­люс­ки

2)  Ра­ко­об­раз­ные

3)  Плос­кие черви

4)  Круг­лые черви

5)  Па­у­ко­об­раз­ные

6)  Коль­ча­тые черви

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

27.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те си­сте­ма­ти­че­скую груп­пу, к ко­то­рой оно при­над­ле­жит:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

А)  овод

Б)  не­ре­ис

В)  бо­ко­плав

Г)  пла­на­рия

Д)  мед­вед­ка

СИ­СТЕ­МА­ТИ­ЧЕ­СКАЯ ГРУП­ПА

1)  На­се­ко­мые

2)  Ра­ко­об­раз­ные

3)  Плос­кие черви

4)  Па­у­ко­об­раз­ные

5)  Коль­ча­тые черви

6)  Ки­шеч­но­по­лост­ные

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

28.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те си­сте­ма­ти­че­скую груп­пу, к ко­то­рой оно при­над­ле­жит:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

А)  даф­ния

Б)  ауре­лия

В)  бо­ко­плав

Г)  скор­пи­он

Д)  пес­ко­жил

СИ­СТЕ­МА­ТИ­ЧЕ­СКАЯ ГРУП­ПА

1)  Ра­ко­об­раз­ные

2)  Плос­кие черви

3)  Круг­лые черви

4)  Па­у­ко­об­раз­ные

5)  Коль­ча­тые черви

6)  Ки­шеч­но­по­лост­ные

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

29.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те си­сте­ма­ти­че­скую груп­пу, к ко­то­рой оно при­над­ле­жит:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

А)  даф­ния

Б)  сли­зень

В)  ауре­лия

Г)  каль­мар

Д)  пес­ко­жил

СИ­СТЕ­МА­ТИ­ЧЕ­СКАЯ ГРУП­ПА

1)  Мол­люс­ки

2)  Ра­ко­об­раз­ные

3)  Плос­кие черви

4)  Круг­лые черви

5)  Коль­ча­тые черви

6)  Ки­шеч­но­по­лост­ные

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

30.  
i

Паст­бищ­ная цепь эко­си­сте­мы со­сто­ит из сле­ду­ю­щих зве­ньев (пе­ре­чис­ле­ны в слу­чай­ном по­ряд­ке!): си­ни­ца, дуб, яст­реб-пе­ре­пе­лят­ник, шел­ко­пряд. В эко­си­сте­ме оби­та­ет 5 пар яст­ре­бов. Опре­де­ли­те, сколь­ко ва­ло­вой пер­вич­ной про­дук­ции (т) не­об­хо­ди­мо для при­ро­ста каж­до­го яст­ре­ба на 100 г, если в дан­ной пи­ще­вой цепи со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло 10 %, траты про­ду­цен­тов на ды­ха­ние со­став­ля­ют 60 %, в 100 г про­ду­цен­тов за­клю­че­но 200 кДж энер­гии, а в 100 г кон­су­мен­тов III по­ряд­ка  — 400 кДж.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы и из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

31.  
i

Паст­бищ­ная цепь эко­си­сте­мы со­сто­ит из сле­ду­ю­щих зве­ньев (пе­ре­чис­ле­ны в слу­чай­ном по­ряд­ке!): гу­се­ни­ца, яб­ло­ня, яст­реб-пе­ре­пе­лят­ник, си­ни­ца. В эко­си­сте­ме оби­та­ет 10 пар яст­ре­бов. Опре­де­ли­те, сколь­ко ва­ло­вой пер­вич­ной про­дук­ции (т) не­об­хо­ди­мо для при­ро­ста каж­до­го яст­ре­ба на 50 г, если в дан­ной пи­ще­вой цепи со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло 10 %, траты про­ду­цен­тов на ды­ха­ние со­став­ля­ют 50 %, в 100 г про­ду­цен­тов за­клю­че­но 200 кДж энер­гии, а в 100 г кон­су­мен­тов III по­ряд­ка  — 400 кДж.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

32.  
i

Паст­бищ­ная цепь эко­си­сте­мы со­сто­ит из сле­ду­ю­щих зве­ньев (пе­ре­чис­ле­ны в слу­чай­ном по­ряд­ке!): си­ни­ца, дуб, яст­реб-пе­ре­пе­лят­ник, шел­ко­пряд. В эко­си­сте­ме оби­та­ет 5 пар яст­ре­бов. Опре­де­ли­те, сколь­ко ва­ло­вой пер­вич­ной про­дук­ции (т) не­об­хо­ди­мо для при­ро­ста каж­до­го яст­ре­ба на 100 г, если в дан­ной пи­ще­вой цепи со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло 10 %, траты про­ду­цен­тов на ды­ха­ние со­став­ля­ют 60 %, в 100 г про­ду­цен­тов за­клю­че­но 200 кДж энер­гии, а в 100 г кон­су­мен­тов III по­ряд­ка  — 400 кДж.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы и из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

33.  
i

У мышей гены, кон­тро­ли­ру­ю­щие длину хво­ста и окрас­ку шер­сти, рас­по­ло­же­ны в раз­ных парах ауто­сом. Длин­ный хвост до­ми­ни­ру­ет над ко­рот­ким, а жел­тая окрас­ка шер­сти  — над серой. Ген, опре­де­ля­ю­щий жел­тую окрас­ку, об­ла­да­ет ле­таль­ным дей­стви­ем  — в го­мо­зи­гот­ном со­сто­я­нии вы­зы­ва­ет ги­бель эм­бри­о­нов на ран­них ста­ди­ях. Скре­сти­ли двух ге­те­ро­зи­гот­ных длин­но­хво­стых мышей, име­ю­щих жел­тую окрас­ку шер­сти. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния серых мышат с ко­рот­ким хво­стом?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

34.  
i

У по­ляр­ной совы окрас­ка опе­ре­ния опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в Z-хро­мо­со­ме (жен­ский пол яв­ля­ет­ся ге­те­ро­га­мет­ным). Опе­рен­ные ноги до­ми­ни­ру­ют над го­лы­ми, этот при­знак кон­тро­ли­ру­ет­ся ауто­сом­ны­ми ге­на­ми. Если белых самок скре­стить с се­ры­ми сам­ца­ми, в потом­стве все самки уна­сле­ду­ют серую окрас­ку опе­ре­ния, а все самцы  — белую.

 

В ре­зуль­та­те скре­щи­ва­ния белых самок, име­ю­щих голые ноги, с ди­ге­те­ро­зи­гот­ны­ми сам­ца­ми было по­лу­че­но 48 птен­цов. Сколь­ко птен­цов уна­сле­до­ва­ли серое опе­ре­ние и голые ноги, если рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ство­ва­ло тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

35.  
i

У че­ло­ве­ка груп­па крови и резус-фак­тор опре­де­ля­ют­ся ауто­сом­ны­ми ге­на­ми и на­сле­ду­ют­ся не­за­ви­си­мо. Резус-по­ло­жи­тель­ность до­ми­ни­ру­ет над резус-от­ри­ца­тель­но­стью. В семье, где отец имеет кровь II груп­пы и яв­ля­ет­ся резус-по­ло­жи­тель­ным, а резус-от­ри­ца­тель­ная мать имеет кровь III груп­пы, ро­ди­лась резус-от­ри­ца­тель­ная дочь с кро­вью I груп­пы. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния в этой семье резус-по­ло­жи­тель­но­го ре­бен­ка с кро­вью IV груп­пы?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

36.  
i

У яще­риц ко­рич­не­вый окрас тела до­ми­ни­ру­ет над серым и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в Z-хро­мо­со­ме, а длин­ный хвост до­ми­ни­ру­ет над ко­рот­ким и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в ауто­со­ме. В экс­пе­ри­мен­те скре­сти­ли ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го самца и серую длин­но­хво­стую самку, мать ко­то­рой имела ко­рот­кий хвост. В ре­зуль­та­те скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но 32 яйца. Опре­де­ли­те, из сколь­ких яиц вы­лу­пят­ся ко­рич­не­вые самки с ко­рот­ким хво­стом, учи­ты­вая, что жен­ский пол яв­ля­ет­ся ге­те­ро­га­мет­ным и рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ству­ет тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

37.  
i

У яще­риц ко­рич­не­вый окрас тела до­ми­ни­ру­ет над серым и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в Z-хро­мо­со­ме, а длин­ный хвост до­ми­ни­ру­ет над ко­рот­ким и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в ауто­со­ме. В экс­пе­ри­мен­те скре­сти­ли ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го самца и серую длин­но­хво­стую самку, мать ко­то­рой имела ко­рот­кий хвост. В ре­зуль­та­те скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но 32 яйца. Опре­де­ли­те, из сколь­ких яиц вы­лу­пят­ся ко­рич­не­вые самки с длин­ным хво­стом, учи­ты­вая, что жен­ский пол яв­ля­ет­ся ге­те­ро­га­мет­ным и рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ству­ет тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

38.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры ал­ло­пат­ри­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния:

1)  по­яв­ле­ние двух под­ви­дов по­лев­ки обык­но­вен­ной на раз­ных бе­ре­гах реки Волги;

2)  об­ра­зо­ва­ние под­ви­дов ивы ко­зьей на ос­но­ве есте­ствен­но про­те­ка­ю­щей по­лип­ло­и­дии;

3)  об­ра­зо­ва­ние под­ви­дов лю­ти­ка ед­ко­го в ре­зуль­та­те про­стран­ствен­но­го раз­де­ле­ния аре­а­ла;

4)  су­ще­ство­ва­ние на се­но­кос­ном лугу се­зон­ных рас очан­ки ле­кар­ствен­ной, раз­ли­ча­ю­щих­ся по сро­кам цве­те­ния;

5)  об­ра­зо­ва­ние в пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла рас ко­зяв­ки иво­вой (жук-ли­сто­ед) из-за из­ме­не­ния пи­ще­вой спе­ци­а­ли­за­ции.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 14.

39.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры сим­пат­ри­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния:

1)  по­яв­ле­ние двух близ­ко­род­ствен­ных видов зай­цев по раз­ные сто­ро­ны Бе­рин­го­ва про­ли­ва;

2)  по­яв­ле­ние под­ви­дов мо­рош­ки в ре­зуль­та­те раз­де­ле­ния аре­а­ла из-за из­ме­не­ния русла реки;

3)  об­ра­зо­ва­ние в пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла под­ви­дов пе­ноч­ки-вес­нич­ки, раз­ли­ча­ю­щих­ся пес­ня­ми в брач­ный пе­ри­од;

4)  по­яв­ле­ние под­ви­дов сосны си­бир­ской кед­ро­вой в ре­зуль­та­те про­стран­ствен­но­го раз­де­ле­ния аре­а­ла ис­ход­но­го вида;

5)  по­яв­ле­ние в одном во­до­е­ме двух по­пу­ля­ций ло­со­ся, сво­бод­но­му скре­щи­ва­нию ко­то­рых пре­пят­ству­ют раз­ные сроки не­ре­ста.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 14.

40.  
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей мед­вед­ку, ка­пуст­ную бе­лян­ку и шмеля, яв­ля­ет­ся... .

41.  
i

К тому же от­ря­ду, что и жи­вот­ное, изоб­ра­жен­ное на ри­сун­ке от­но­сят­ся:

 

а  — жираф

б  — осел

в  — олень

г  — ло­шадь

д  — кабан

1) а, б, д
2) б, в, г
3) толь­ко а, д
4) толь­ко б, г
42.  
i

Ука­жи­те, к ка­ко­му от­ря­ду и клас­су от­но­сят­ся жи­вот­ные:

 

ЖИ­ВОТ­НЫЕОТРЯДКЛАСС

1  — ноч­ни­ца пру­до­вая

2  — квак­ша обык­но­вен­ная

3  — яще­ри­ца жи­во­ро­дя­щая

а  — Гры­зу­ны

б  — Хво­ста­тые

в  — Бес­хво­стые

г  — Че­шуй­ча­тые

д  — Ру­ко­кры­лые

е  — Птицы

ж  — Зем­но­вод­ные

з  — Мле­ко­пи­та­ю­щие

и  — Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

1) 1дз; 2вж; 3ги
2) 1вз; 2гж; 3би
3) 1де; 2ви; 3гж
4) 1аз; 2вж; 3би
43.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие отряд мле­ко­пи­та­ю­щих и его пред­ста­ви­те­ля:

 

а  — отряд Сум­ча­тые  — ушан

б  — отряд Ру­ко­кры­лые  — ноч­ни­ца

в  — отряд Гры­зу­ны  — белка

г  — отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — олень

д  — отряд Хищ­ные  — мед­ведь

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, в, д
4) б, г, д
44.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие отряд мле­ко­пи­та­ю­щих и его пред­ста­ви­те­ля:

 

а  — отряд Сум­ча­тые  — ехид­на

б  — отряд Гры­зу­ны  — хомяк

в  — отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — зубр

г  — отряд Хищ­ные  — выдра

д  — отряд При­ма­ты  — го­рил­ла

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, в, д
4) б, г, д
45.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие отряд мле­ко­пи­та­ю­щих и его пред­ста­ви­те­ля:

 

а  — отряд Пар­но­ко­пыт­ные  — лось

б  — отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — кабан

в  — отряд Хищ­ные  — ласка

г  — отряд Сум­ча­тые  — ноч­ни­ца

д  — отряд Ру­ко­кры­лые  — ушан

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, в, д
4) в, г, д
46.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие отряд мле­ко­пи­та­ю­щих и его пред­ста­ви­те­ля:

 

а  — отряд На­се­ко­мо­яд­ные  — еж

б  — отряд Гры­зу­ны  — ласка

в  — отряд Хищ­ные  — выдра

г  — отряд Ру­ко­кры­лые  — белка

д  — отряд Пар­но­ко­пыт­ные  — жираф

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, в, д
4) в, г, д
47.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие отряд мле­ко­пи­та­ю­щих и его пред­ста­ви­те­ля:

 

а  — отряд Хищ­ные  — ушан

б  — отряд Гры­зу­ны  — хомяк

в  — отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — зубр

г  — отряд На­се­ко­мо­яд­ные  — вы­ху­холь

д  — отряд Сум­ча­тые  — коала

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, в, д
4) б, г, д
48.  
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и рас­по­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов: а) ноч­ни­ца, б) кай­ман, в) кета, г) жер­лян­ка.

1) г→в→б→а
2) г→а→в→б
3) в→б→г→а
4) в→г→б→а
49.  
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей бо­ко­пла­ва, со­ба­чье­го клеща и ту­то­во­го шел­ко­пря­да, яв­ля­ет­ся ... .

50.  
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и pacпо­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов:

а)  ал­ли­га­тор; б) ве­чер­ни­ца; в) три­тон; г) бе­лу­га.

1) в→г→б→а
2) в→г→а→б
3) г→в→а→б
4) г→в→б→а
51.  
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей прес­но­вод­но­го по­ли­па, гидру, ауре­лию и ак­ти­нию, яв­ля­ет­ся ... .

52.  
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и рас­по­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов:

а)  ушан, б) сазан в) че­ре­па­ха, г) квак­ша.

1) в→г→б→а
2) б→г→в→а
3) г→в→б→а
4) г→в→а→б
53.  
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей щитня, па­у­тин­но­го клеща и му­ра­вья, яв­ля­ет­ся ... .

54.  
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей пес­ко­жи­ла, дож­де­во­го червя и ме­ди­цин­скую пи­яв­ку, яв­ля­ет­ся ... .

55.  
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей пла­на­рию, пе­че­ноч­но­го со­саль­щи­ка и бы­чье­го цепня, яв­ля­ет­ся...

56.  
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей бо­ко­пла­ва, со­ба­чье­го клеща и ту­то­во­го шел­ко­пря­да, яв­ля­ет­ся ....

57.  
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей прес­но­вод­но­го по­ли­па, гидру, ауре­лию и ак­ти­нию, яв­ля­ет­ся... .

58.  
i

Опре­де­ли­те отряд на­се­ко­мых по опи­са­нию:

 

- две пары пе­ре­пон­ча­тых кры­льев, по­кры­тых ви­до­из­ме­нен­ны­ми во­лос­ка­ми;

- со­су­щий ро­то­вой ап­па­рат;

- в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ста­дия ку­кол­ки.

1) Дву­кры­лыe
2) Пря­мо­кры­лые
3) Че­шуе­кры­лые
4) Жест­ко­кры­лые
59.  
i

Ука­жи­те, к ка­ко­му от­ря­ду и клас­су от­но­сят­ся жи­вот­ные:

 

ЖИ­ВОТ­НЫЕОТРЯДКЛАСС

1  — бобр реч­ной

2  — жаба ка­мы­шо­вая

3  — ве­ре­те­ни­ца лом­кая

а  — Хищ­ные

б  — Гры­зу­ны

в  — Хво­ста­тые

г  — Бес­хво­стые

д  — Че­шуй­ча­тые

е  — Птицы

ж  — Зем­но­вод­ные

з  — Мле­ко­пи­та­ю­щие

и  — Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

1) 1аз; 2гж; 3ви
2) 1ви; 2дж; 3ав
3) 1бз; 2ги; 3вж
4) 1бз; 2гж; Зди.
60.  
i

Опре­де­ли­те отряд на­се­ко­мых по опи­са­нию:

 

— раз­ви­тие с пол­ным ме­та­мор­фо­зом;

— гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат;

— пе­ред­ние кры­лья силь­но хи­ти­ни­зи­ро­ва­ны;

— зад­ние  — тон­кие пе­ре­пон­ча­тые.

1) Дву­кры­лыe
2) Пря­мо­кры­лые
3) Че­шуе­кры­лые
4) Жест­ко­кры­лыe
61.  
i

Ука­жи­те, к ка­ко­му от­ря­ду и клас­су от­но­сят­ся жи­вот­ные:

 

ЖИ­ВОТ­НЫЕОТРЯДКЛАСС

1  — ушан бурый

2  — варан серый

3  — три­тон гре­бен­ча­тый

а  — Гры­зу­ны

б  — Хво­ста­тые

в  — Бес­хво­стые

г  — Ру­ко­кры­лые

д  — Че­шуй­ча­тые

е  — Птицы

ж  — Зем­но­вод­ные

з  — Мле­ко­пи­та­ю­щие

и  — Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

1) 1аз; 2бж; 3ди
2) 1ае; 2ди; 3вж
3) 1ге; 2би; 3гз
4) 1гз; 2ди; 3бж
62.  
i

Опре­де­ли­те отряд на­се­ко­мых по опи­са­нию:

 

– раз­ви­тие с не­пол­ным пре­вра­ще­ни­ем;

– гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат;

– не­ко­то­рые виды от­кла­ды­ва­ют яйца в почву с по­мо­щью яй­це­кла­да.

1) Дву­кры­лыe
2) Пря­мо­кры­лые
3) Че­шуе­кры­лыe
4) Жест­ко­кры­лыe
63.  
i

Ука­жи­те, к ка­ко­му от­ря­ду и клас­су от­но­сят­ся жи­вот­ные:

 

ЖИ­ВОТ­НЫЕОТРЯДКЛАСС

1  — уж обык­но­вен­ный

2  — белка обык­но­вен­ная

3  — са­ла­манд­ра ог­нен­ная

а  — Хищ­ные

б  — Гры­зу­ны

в  — Сум­ча­тые

г  — Хво­ста­тые

д  — Че­шуй­ча­тые

е  — Птицы

ж  — Зем­но­вод­ные

з  — Мле­ко­пи­та­ю­щие

и  — Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

1) 1ги; 2аз; 3дж
2) 1дж; 2бз; 3ги
3) 1ди; 2бз; 3гж
4) 1аж; 2бе; 3гз
64.  
i

Опре­де­ли­те отряд на­се­ко­мых по опи­са­нию:

 

— в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ста­дия ку­кол­ки;

— вто­рая пара кры­льев ви­до­из­ме­не­на в жуж­жаль­ца;

— ли­чин­ки без­но­гие и не­ред­ко без обособ­лен­ной го­ло­вы.

1) Дву­кры­лыe
2) Пря­мо­кры­лые
3) Жест­ко­кры­лыe
4) Че­шуе­кры­лые
65.  
i

Ука­жи­те, к ка­ко­му от­ря­ду и клас­су от­но­сят­ся жи­вот­ные:

 

ЖИ­ВОТ­НЫЕОТРЯДКЛАСС

1  — га­дю­ка обык­но­вен­ная

2  — ку­ни­ца ка­мен­ная

3  — жер­лян­ка крас­но­брю­хая

а  — Хищ­ные

б  — Гры­зу­ны

в  — Хво­ста­тые

г  — Бес­хво­стые

д  — Че­шуй­ча­тые

е  — Птицы

ж  — Зем­но­вод­ные

з  — Мле­ко­пи­та­ю­щие

и  — Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

1) 1ви, 2бз, 3дж
2) 1дж, 2гз, 3аи
3) 1ди, 2бе, 3аз
4) 1ди, 2аз, 3гж
66.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для сосны обык­но­вен­ной:

 

а)  опло­до­тво­ре­ние двой­ное;

б)  фор­ми­ру­ет­ся сухой мно­го­се­мян­ный плод;

в)  в стеб­ле и ли­стьях име­ют­ся смо­ля­ные ходы;

г)  в со­став дре­ве­си­ны вхо­дят со­су­ды, ме­ха­ни­че­ские во­лок­на и па­рен­хим­ные клет­ки;

д)  муж­ской га­ме­то­фит пред­став­лен пыль­це­вым зер­ном.

1) а, б, в
2) а, в, г
3) 6, г, д
4) в,д
67.  
i

Гор­бу­ша и осетр от­но­сят­ся к:

1) раз­ным типам
2) од­но­му от­ря­ду
3) раз­ным клас­сам од­но­го типа
4) раз­ным от­ря­дам од­но­го клас­са
68.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для сосны обык­но­вен­ной:

 

а)  в стеб­ле име­ет­ся кам­бий;

б)  иголь­ча­тые ли­стья рас по­ло­же­ны по­пар­но на уко­ро­чен­ных по­бе­гах;

в)  для опло­до­тво­ре­ния не­об­хо­ди­мо на­ли­чие воды;

г)  со­цве­тие колос;

д)  в цикле раз­ви­тия до­ми­ни­ру­ет спо­ро­фит.

1) а, б, г
2) а, б, д
3) б, в, д
4) толь­ко д
69.  
i

Линь и сазан от­но­сят­ся к:

1) к раз­ным типам
2) од­но­му от­ря­ду
3) раз­ным клас­сам од­но­го типа
4) раз­ным от­ря­дам од­но­го клас­са
70.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для сосны обык­но­вен­ной:

 

а)  спо­ро­фит пи­та­ет­ся ав­то­троф­но;

б)  эпи­дер­мис хво­ин­ки по­крыт слоем воска;

в)  фло­э­ма пред­став­ле­на тра­хе­ида­ми, вы­пол­ня­ю­щи­ми про­во­дя­щую и опор­ную функ­ции;

г)  муж­ские шишки зе­ле­но­ва­то-жел­то­го цвета рас­по­ло­же­ны у ос­но­ва­ния мо­ло­дых по­бе­гов;

д)  семя ли­ше­но за­па­са пи­та­тель­ных ве­ществ.

1) а, б, в
2) а, б, г
3) б, в, г
4) в,д
71.  
i

Жер­лян­ка и кай­ман от­но­сят­ся к:

1) раз­ным типам
2) од­но­му от­ря­ду
3) раз­ным клас­сам од­но­го типа
4) раз­ным от­ря­дам од­но­го клас­са
72.  
i

Ука­жи­те пару птиц, име­ю­щих вы­вод­ко­вый тип раз­ви­тия птен­цов:

1) си­ни­ца и дятел;
2) яст­реб и стра­ус;
3) те­те­рев и го­лубь;
4) жу­равль и кряк­ва.
73.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

1.  реч­ной рак

2.  паук кре­сто­вик

ХА­РАК­ТЕР­НЫЙ ПРИ­ЗНАК

а)  пря­мое раз­ви­тие

б)  одна пара уси­ков

в)  че­ты­ре пары хо­диль­ных ног

г)  серд­це на спин­ной сто­ро­не тела

д)  три от­де­ла тела — го­ло­ва, грудь и брюш­ко

1) 1абд; 2абг;
2) 1авг; 2бвд;
3) 1агд; 2авг;
4) 1бвд; 2агд.
74.  
i

Для ки­то­об­раз­ных ха­рак­тер­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки:

а)  выход на сушу толь­ко в пе­ри­од раз­мно­же­ния;

б)  от­сут­ствие во­ло­ся­но­го по­кро­ва;

в)  от­сут­ствие ушных ра­ко­вин;

г)  пре­вра­ще­ние зад­них ко­неч­но­стей в ласты.

1) а, б, г;
2) 6, в, г;
3) толь­ко а, г;
4) толь­ко б, в.
75.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

Рас­те­ние

1.  горох по­сев­ной

2.  сосна обык­но­вен­ная

Ха­рак­тер­ный при­знак

а)  двой­ное опло­до­тво­ре­ние

б)  опы­ле­ние про­ис­хо­дит с по­мо­щью ветра

в)  муж­ские по­ло­вые клет­ки не имеют жгу­ти­ков

г)  в се­мя­за­чат­ке со­дер­жит­ся за­ро­ды­ше­вый мешок

д)  зре­лые се­ме­на со­дер­жат эн­до­сперм с за­па­сом пи­та­тель­ных ве­ществ

1) 1абд;2абг;
2) 1авг; 2бвд;
3) 1авд; 2бд;
4) 16вг; 2вгд.
76.  
i

До­пол­ни­те схему про­дви­же­ния пищи в ор­га­низ­ме го­лу­бя не­до­ста­ю­щи­ми зве­нья­ми (а—г):

ро­то­вая по­лость → глот­ка → 1 → 2 → 3 → 4 → ки­шеч­ник → кло­ака.

а)  зоб;

б)  пи­ще­вод;

в)  же­ле­зи­стый отдел же­луд­ка;

г)  му­скуль­ный отдел же­луд­ка.

1) 1а, 26, Зв, 4г;
2) 1а, 26, Зг, 4в;
3) 16, 2а, Зв, 4г;
4) 16, 2а, Зг, 4в.
77.  
i

Осетр и стер­лядь от­но­сят­ся к:

1) раз­ным типам;
2) од­но­му от­ря­ду;
3) раз­ным клас­сам од­но­го типа;
4) раз­ным от­ря­дам од­но­го клас­са.
78.  
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных рас­те­ний три имеют одну и ту же жиз­нен­ную форму. Ука­жи­те «лиш­нее» рас­те­ние, для

ко­то­ро­го эта жиз­нен­ная форма не ха­рак­тер­на:

1) ле­щи­на;
2) клюк­ва;
3) чер­ни­ка;
4) брус­ни­ка.
79.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие отряд жи­вот­ных и его пред­ста­ви­те­ля:

а)  отряд Кар­по­об­раз­ные  — кета; б) отряд Сель­де­об­раз­ные  — стер­лядь; в) отряд Хво­ста­тые  — са­ла­манд­ра;

г)  отряд На­се­ко­мо­яд­ные  — еж; д) отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — но­со­рог.

1) а, б, г;
2) а, в, д;
3) б, в, г;
4) в, г, д.
80.  
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных рас­те­ний три имеют одну и ту же жиз­нен­ную форму. Ука­жи­те «лиш­нее» рас­те­ние, для

ко­то­ро­го эта жиз­нен­ная форма не ха­рак­тер­на:

1) ка­ли­на;
2) ле­щи­на;
3) чер­ни­ка;
4) кру­ши­на.
81.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие отряд жи­вот­ных и его пред­ста­ви­те­ля:

а)  отряд Сель­де­об­раз­ные  — сар­ди­на; б) отряд Кар­по­об­раз­ные  — жер­лян­ка; в) отряд Че­шуй­ча­тые  — кай­ман;

г)  отряд На­се­ко­мо­яд­ные  — вы­ху­холь; д) отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — зебра.

1) а, б, г;
2) а, г, д;
3) 6, в, д;
4) в, г, д.
82.  
i

К раз­ным от­ря­дам од­но­го клас­са от­но­сят­ся:

1) белка и бобр;
2) кит и тю­лень;
3) осетр и бе­лу­га;
4) зебра и но­со­рог;
5) кряк­ва и ут­ко­нос.
83.  
i

К раз­ным от­ря­дам од­но­го клас­са от­но­сят­ся:

1) осетр и акула;
2) коала и кен­гу­ру;
3) ку­ни­ца и филин;
4) ло­шадь и жираф;
5) го­рил­ла и оран­гу­тан.
84.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, опре­де­ля­ю­щие отряд жи­вот­ных и его пред­ста­ви­те­лей:

а)  отряд Че­ре­па­хи  — кета; б) отряд Кар­по­об­раз­ные  — ка­рась; в) отряд Ру­ко­кры­лые  — ве­чер­ни­ца; г) отряд Пар­но­ко­пыт­ные  — лось; д) отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — кабан.

1) а, в, г
2) а, б, д
3) б, в, г
4) б, г, д
85.  
i

Дан пе­ре­чень био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов:

 

краб кам­чат­ский, дож­де­вой червь, не­ма­то­да стеб­ле­вая, глу­харь ка­мен­ный, ак­ти­ния кор­ко­вая, овод ове­чий.

 

Клас­си­фи­ци­руй­те объ­ек­ты и опре­де­ли­те, жи­вот­ные сколь­ких типов в нем пе­ре­чис­ле­ны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

86.  
i

Дан пе­ре­чень био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов:

 

пчела ме­до­нос­ная, гидра сте­бель­ча­тая, ак­ти­ния тол­сто­ро­гая, ост­ри­ца дет­ская, ле­бедь чер­ный, щи­тень ве­сен­ний.

 

Клас­си­фи­ци­руй­те объ­ек­ты и опре­де­ли­те, жи­вот­ные сколь­ких типов в нем пе­ре­чис­ле­ны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

87.  
i

Дан пе­ре­чень био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов:

 

пи­яв­ка ме­ди­цин­ская, каль­мар ги­гант­ский, сли­зень по­ле­вой, бо­ко­плав Пал­ла­са, не­ре­ис, шмель зе­ле­но­кры­лый.

 

Клас­си­фи­ци­руй­те объ­ек­ты и опре­де­ли­те, жи­вот­ные сколь­ких типов в нем пе­ре­чис­ле­ны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

88.  
i

Дан пе­ре­чень био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов:

 

три­хи­нел­ла, клещ па­у­тин­ный, со­саль­щик пе­че­ноч­ный, сли­зень сет­ча­тый, шел­ко­пряд ту­то­вый, не­ре­ис, ку­куш­ка хох­ла­тая.

 

Клас­си­фи­ци­руй­те объ­ек­ты и опре­де­ли­те, жи­вот­ные сколь­ких типов в нем пе­ре­чис­ле­ны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

89.  
i

Дан пе­ре­чень био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов:

 

гидра сте­бель­ча­тая, бе­лян­ка ка­пуст­ная, ауре­лия (ме­ду­за уша­стая), ряб­чик во­рот­нич­ко­вый, не­ре­ис, це­пень бычий.

 

Клас­си­фи­ци­руй­те объ­ек­ты и опре­де­ли­те, жи­вот­ные сколь­ких типов в нем пе­ре­чис­ле­ны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

90.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те три­то­на гре­бен­ча­то­го, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Три­тон

2)  тип Хор­до­вые

3)  отряд Хво­ста­тые

4)  цар­ство Жи­вот­ные

5)  класс Зем­но­вод­ные

6)  отдел Го­мой­о­терм­ные

7)  вид Три­тон гре­бен­ча­тый

8)  се­мей­ство На­сто­я­щие са­ла­манд­ры

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132587.

91.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те са­за­на ев­ро­пей­ско­го, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Сазан

2)  тип Хор­до­вые

3)  цар­ство Жи­вот­ные

4)  отдел Гид­ро­бион­ты

5)  се­мей­ство Кар­по­вые

6)  класс Кост­ные рыбы

7)  отряд Кар­по­об­раз­ные

8)  вид Сазан ев­ро­пей­ский

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132587.

92.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те стер­лядь си­бир­скую, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Стер­лядь

2)  тип Хор­до­вые

3)  цар­ство Жи­вот­ные

4)  класс Кост­ные рыбы

5)  се­мей­ство Осет­ро­вые

6)  отряд Осет­ро­об­раз­ные

7)  отдел Пой­ки­ло­терм­ные

8)  вид Стер­лядь си­бир­ская

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132587.

93.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ве­ре­те­ни­цу лом­кую, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  тип Хор­до­вые

2)  род Ве­ре­те­ни­ца

3)  отдел Эу­ка­ри­о­ты

4)  цар­ство Жи­вот­ные

5)  отряд Че­шуй­ча­тые

6)  вид Ве­ре­те­ни­ца лом­кая

7)  класс Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

8)  се­мей­ство Ве­ре­те­ни­це­вые

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132587.

94.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те сар­ди­ну даль­не­во­сточ­ную, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Сар­ди­на

2)  тип Хор­до­вые

3)  цар­ство Жи­вот­ные

4)  отдел Гид­ро­бион­ты

5)  класс Кост­ные рыбы

6)  се­мей­ство Сель­де­вые

7)  отряд Сель­де­об­раз­ные

8)  вид Сар­ди­на даль­не­во­сточ­ная

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132587.

95.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние ка­ра­ся се­реб­ря­но­го, на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  род Ка­рась;

2)  тип Хор­до­вые;

3)  цар­ство Жи­вот­ные;

4)  отдел По­зво­ноч­ные;

5)  вид Ка­рась се­реб­ря­ный;

6)  класс Кост­ные рыбы;

7)  се­мей­ство Кар­по­вые;

8)  отряд Кар­по­об­раз­ные;

9)  класс Хря­ще­вые рыбы.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132568.

96.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние плот­вы обык­но­вен­ной, на­чи­ная с са­мо­го вы­со­ко­го ранга, рас­по­ло­жив по по рядку семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  род Плот­ва;

2)  тип Хор­до­вые;

3)  цар­ство Жи­вот­ные;

4)  отдел По­зво­ноч­ные;

5)  се­мей­ство Кар­по­вые;

6)  класс Кост­ные рыбы;

7)  отряд Кар­по­об­раз­ные;

8)  класс Хря­ще­вые рыбы;

9)  вид Плот­ва обык­но­вен­ная.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132568.

97.  
i

Ука­жи­те рас­те­ния, име­ю­щие соч­ный мно­го­се­мян­ный плод с до­воль­но плот­ным, твер­дым на­руж­ным слоем око­ло­плод­ни­ка:

 

1)  арбуз;

2)  горох;

3)  вишня;

4)  огу­рец;

5)  ле­щи­на;

6)  тюль­пан.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 15.

98.  
i

Ука­жи­те рас­те­ния, име­ю­щие сухой мно­го­се­мян­ный вскры­ва­ю­щий­ся двумя створ­ка­ми плод:

 

1)  мак;

2)  овес;

3)  липа;

4)  ка­пу­ста;

5)  под­сол­неч­ник;

6)  пас­ту­шья сумка.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 15.

99.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние жу­же­ли­цы зер­ни­стой, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку, на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го в иерар­хии так­со­на, пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  отдел Ба­боч­ки;

2)  род Жу­же­ли­ца;

3)  класс На­се­ко­мые;

4)  цар­ство Жи­вот­ные;

5)  тип Чле­ни­сто­но­гие;

6)  отряд Пря­мо­кры­лые;

7)  отряд Жест­ко­кры­лые;

8)  класс Па­у­ко­об­раз­ные.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41525.

100.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние овода бы­чье­го, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку, на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го в иерар­хии так­со­на, пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  род Овод;

2)  класс На­се­ко­мые;

3)  отряд Дву­кры­лые;

4)  цар­ство Жи­вот­ные;

5)  тип Чле­ни­сто­но­гие;

6)  отряд Че­шуе­кры­лые;

7)  класс Па­у­ко­об­раз­ные;

8)  по­ря­док Жест­ко­кры­лые.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41525.

101.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние му­ра­вья ры­же­го лес­но­го, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку, на­чи­ная с са­мо­го вы­со­ко­го в иерар­хии так­со­на, шесть под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  род Му­ра­вей;

2)  класс На­се­ко­мые;

3)  отряд Дву­кры­лые;

4)  цар­ство Жи­вот­ные;

5)  тип Чле­ни­сто­но­гие;

6)  класс Па­у­ко­об­раз­ные;

7)  отряд Пе­ре­пон­ча­то­кры­лые;

8)  вид Му­ра­вей рыжий лес­ной.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41525.

102.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние са­ран­чи ази­ат­ской, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку, на­чи­ная с са­мо­го вы­со­ко­го в иерар­хии так­со­на, шесть под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  род Са­ран­ча;

2)  класс На­се­ко­мые;

3)  отряд Пря­мо­кры­лые;

4)  вид Са­ран­ча ази­ат­ская;

5)  цар­ство Жи­вот­ные;

6)  тип Чле­ни­сто­но­гие;

7)  класс Па­у­ко­об­раз­ные;

8)  отряд Пе­ре­пон­ча­то­кры­лые.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41525.